Пресса о нас
Журнал "Москва-Иерушалаим"
http://www.moscow-jerusalem.ru/obzor/moskovskij-evrejskij-detskij-sad/
Детский сад «Апельсин» открылся в 2006 году на базе Еврейского культурного центра имени Ральфа Гольдмана, по инициативе благотворительного фонда «Джойнт». Тогдашний директор центра, Регина Иоффе-Кравиц, создавала садик с нуля, ориентируясь на собственный материнский опыт. Сначала исключительно «для своих», но модель оказалась такой удачной и успешной, что скоро «Апельсин» серьезно расширился. Более того, у него появилась своя легенда о маленьком апельсине, который докатился до России из Израиля. По дороге он так оброс знакомствами и знаниями, что стал размером с дом. «Понятно, что можно найти и более приспособленные помещения, но то, что сад находится именно в этом особняке на Большой Никитской, при Еврейском культурном центре, – особенно важно для нас, «Апельсин» – неотъемлемая часть ЕКЦ. И то, что он находится внутри такого культурного и однозначно «несовкового» пространства, и делает его особенным», – говорит директор детского сада Аделина Зубкова. Желающих ходить в «Апельсин» много: о саде узнают через сарафанное радио, в еврейских организациях; у воспитанников сада подрастают младшие братья и сестры, а родители рекомендуют сад своим друзьям. «В принципе, сад открыт для всех, начиная с двух лет, но мы обязательно проводим предварительное собеседование с родителями – объясняем им, что это именно еврейский детский сад, живущий по еврейскому календарю: здесь отмечаются еврейские праздники, есть уроки Танаха и иврита, занятия по еврейской традиции, здесь соблюдаются еврейские обычаи, здесь встречают шаббат, наши дети ездят на экскурсии в синагоги. Суть садика должна быть понятна родителям изначально. В общем, нам важны еврейские корни в семье, но мы не Сохнут. Однако еврейство учитывается, как и то, откуда пришли новые люди, кто их рекомендовал», – поясняет директор. Группы формируются по возрастному принципу. В большинстве из них дети имеют разный уровень учебных навыков и способностей к усвоению материала. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка позволяет планировать занятия таким образом, чтобы не только поддерживать воспитанников в течение всего года, но и добиваться их успешности. Занятия в «Апельсине» ежедневные, посещение несколько раз в неделю невозможно. Само число детей не раскрывается из соображений безопасности. «Учебная программа у нас очень насыщенная, но ездить в музеи и гулять в зоопарке дети тоже успевают. Расписание модульное, есть несколько режимов посещения, все очень гибко. Есть три направления: языковое, естественно-научное и эстетическое. Образовательный центр сочетает в себе элементы новаторского и традиционного подхода к учебному процессу. В «Апельсине» открыты всему новому: мы с удовольствием интегрируем прогрессивные инструменты обучения в программу детского сада. Наш подход включает элементы вальдорфской системы и Реджио-педагогики (которая основана на вере в безграничные возможности ребенка). Каждый месяц к нам из Израиля приезжает специалист по Реджио, который курирует наш детский сад и проводит семинары для воспитателей», – продолжает Аделина Зубкова. Занятия в «Апельсине» проходят по программе «Наука через игру», созданной по модели израильских методик раннего развития. Дети и не подозревают, что на самом деле учатся, а не просто играют. Урок длится 30 минут, каждые 5-7 минут происходит смена деятельности. Обучение состоит из игр – музыкальных, дидактических, творческих, разнообразных этюдов и мини-исследований. «Бывают в «Апельсине» неожиданные и радостные события: например, однажды к нам на шаббат приезжали израильские военные – они были с ознакомительным визитом в Москве, и заехали в гости. На встречи с «тапузиками» приходят также известные детские поэты, композиторы, мультипликаторы. Их общение с ребятами проходит в таком камерном, уютном формате. Все сидят на одном ковре, например. Недавно одна мама, которая работает в Роскосмосе, рассказывала ребятам, как устроен космодром. Для ребенка очень ценна такая информация из первых уст», – говорит директор. По словам Зубковой, главное для воспитателей в «Апельсине» – это уважение к личности ребенка, готовность его выслушать и понять. Здесь считается, что ребенок – свободная личность и ее нельзя «ломать». «Кроме этого, у нас культ семьи и семейственности. Фотографии из семейных альбомов висят в каждой группе; каждую неделю мама и папа получают фотоотчет с комментариями, чем группа занималась в течение этих дней; малыши готовят сюрпризы и подарки для родителей, братьев и сестер на творческих занятиях. У нас проходят настоящие семейные каббалат-шаббаты для каждой группы: это самые классные праздники, куда приходят и дедушки с бабушками, некоторые семьи выступают с номерами, – продолжает Аделина. – Не могу не отметить и особую атмосферу, созданную сотрудниками «Апельсине». Здесь нет случайных людей. Одна и та же команда воспитателей ведет малыша с 3 до 7 лет. Очень редко кто-то из детей отказывается идти в сад. Скорее, они расстраиваются, когда не могут прийти, – болеют или уезжают. «Болеющим мы пишем письма всей группой, а те, кто уезжает, пишет нам. Сколько у нас таких «приветов» из разных стран!» «По поводу наших наполеоновских планов по расширению – мы, конечно, думаем об этом. Это совсем не просто – найти здание, соответствующее всем требованиям. Есть много вариантов. Все это требует дополнительного финансирования и вряд ли произойдет в ближайшее время»